муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Ростова-на-Дону
"Школа № 78
имени Героя Советского Союза Неделина М.И."
(МБОУ "Школа № 78")

Главная/Фонетико-фонемотическое недоразвитие
Фонетико-фонемотическое недоразвитие
Игры направленные на развитие фонематического слуха у детей с ФФНР

«Ромашка»

Дидактическая задача: Упражнять детей в подборе картинок с заданным звуком, учить делить слова на слоги, развитие мелкой моторики.

Игровые правила: Отобрать картинки с заданным звуком.

Игровые действия: Найти нужную картинку, приклеить на лепесток и с помощью шнура соединить с серединкой цветка.

Ход игры:

Вариант 1: Логопед сообщает детям, что ветер унес лепестки ромашки. А ромашка не простая, серединка имеет свою букву, а каждый лепесток картинку с этим звуком.

Вариант 2: Собрать ромашку из картинок с указанным количеством слогов.

«Магазин»

Дидактическая задача: Закрепит навыки слогового анализа, умение работать со схемой слова, активизировать знания детей о звуковом строении слова, умение объединять предметы в группы.

Игровые правила: Подобрать картинки в соответствии со схемой.

Игровые действия: Положить картинки в соответствующий домик.

Ход игры:

Вариант 1: Детям дается задание – купить в магазине игрушку (овощ), в названии которой два слога (три). Покупая, дети четко проговаривают название и последовательность каждой части слова.

Вариант 2: «В магазине продается транспорт, в названии которого есть звук С, потом З и Ц».

Вариант 3: «В магазин завезли мебель (одежду, овощи), название которой начинается со звонкого (твердого, мягкого или глухого) согласного звука.

«Звуковая мозаика»

Дидактическая задача: Упражнять детей в нахождении заданного звука в слове.

Игровые правила: Звук обозначить фишкой: красной – гласный, синей – твердый согласный, зеленой – мягкий согласный. Карточка заполняется слева направо.

Ход игры: У каждого ребенка игровое поле, карточка разделенная на 9-12 квадратиков. Каждый маленький квадрат обозначает слово. Ведущий называет слово, дети выделяют первый (последний, второй) звук и обозначают его фишкой.

Задание можно усложнить: ведещий называет четыре слова, а дети находят лишнее слово. Например: волк, лиса, петух, заяц. Лишнее слово петух – первый звук [Пэ]-мягкий согласный. Первый квадрат заполняется зеленой фишкой.

Победителями считаются те, не ошибся и заполнил всю карточку.

«Самодельная азбука»

Дидактическая задача: Упражнять в дифференциации звуков, умении подбирать слова на заданный звук, знакомство с графическим изображением буквы, развивать мелкую моторику.

Игровые правила: Найти картинки на соответствующий звук, не зависимо от того, где он находится – в начале, в середине или в конце слова. Красная страница обозначает знакомство с гласной буквой и звуком, зеленая – мягкие согласные, синяя – твердые согласные.

Игровые действия: Вырезать и наклеить картинку.

Материал: цветные листы ксероксной бумаги, картинки из старых журналов, наклейки.

Ход игры: Дети находят в журналах картинки, в названиях которых есть изучаемый звук, например, дети на занятии знакомились с со звуком[И] и буквой И, значит подбирают картинки в названии которых есть звук [И]. Вместе с детьми наклеить картинки на красный лист бумаги с буквой И. Под каждой картинкой наклеивается схема, где обозначается позиция звука в слове.

Позже, дети начинают составлять звуковую схему слова. Когда дети освоят буквы, задача усложняется – дети печатают название картинки.

«Путешествие в город звуков и слогов»

Дидактическая задача: Учить детей делить слова на слоги, произносить каждую часть слова, научить выделять первый и последний звук в слове, обозначить звук фишкой или буквой.

Игровые правила: цифрой обозначить количество слогов, цветными фишками или буквой обозначить гласный звук, синей – твердый, зеленой – мягкий согласный.

Игровые действия: Бросание кубика, переход хода.

Вариант 1: Перед детьми игровое поле. Передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, тот кто останавливается на кружке, должен разделить слово на слоги, которое находится рядом с фишкой и поставить на кружок соответствующую цифру.

Вариант 2: То же самое, что и в первом варианте, только обозначить первый (последний) звук слова фишкой. Заранее договориться какой звук нужно выделить из слова – первый или последний.

Вариант 3: Тоже самое, что и в предыдущих вариантах, только первый или последний звук слова обозначить соответствующей буквой.

Победителем будет тот, кто не ошибется, правильно отсчитывает кружки и справится с заданием и первым доберется до «замка».

«Помоги Петрушке»

Цель: Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, умение делить слова на слоги.

Игровые правила:

1. Подобрать слова со звуком [Ш](С, Н.Т), независимо от позиции звука в слове.

2. Слова в названиях, которых один, два, три слога.

Ход игры:

Логопед сообщает детям, что получил письмо от Петрушки, в котором есть просьбы: «Здравствуйте, Ребята! Пожалуйста, помогите расставить все предметы по своим местам»

Игры для развития мелкой моторики

ПРИЖМИ БОЛЬШАК

Играют двое. Правые руки играющих сцеплены, большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого соперника начинает «охотиться» за большим пальцем другого, стараясь прижать его сверху.
Вариант игры: сцепляются и правые и левые руки соперников. Одновременно «охотятся» и правые и левые большие пальцы.

ГОСТИ

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.
— Мама, мама!
Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
— Что, что, что?
Постукивают друг о друга указательные пальцы.
— Гости едут!
Постукивают мизинцы.
— Ну и что?
Постукивают указательные пальцы.
— Здрасьте! Здрасьте!
Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.
— Чмок, чмок, чмок!
Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки (гости целуются).
Последние слова и движения («Здрасьте! Здрасьте!», «Чмок, чмок, чмок») повторяются дважды.

КОСИ, КОСА!

Дети встают в две линии лицами друг к другу (обычно мальчики против девочек). Вытянув правые руки вперед, они сжимают кулаки, захватывая при этом в свой кулак большой палец правого соседа. Все качают из стороны в сторону сжатыми кулаками, играющие первой линии при этом приговаривают: «Коси, коса, пока роса!»

Затем все одновременно разжимают кулаки и, быстро развернув каждую руку, перехватив мизинец соседа, продолжают ритмичное движение в такт словам играющих второй линии: «Роса долой, и мы домой!»
Вновь происходит перехват, и игра повторяется до тех пор, пока одна из команд не замешкается и не собьется. Выигравшие назначают фант проигравшим.

ЛАСТОЧКА, ЛАСТОЧКА, ПЕРЕПЕЛОЧКА

Правая ладонь малыша ложится на левую ладонь взрослого. Тихо, ласково и медленно взрослый произносит: «Ласточка». Одновременно пальцами правой руки он проводит по большому пальцу малыша от основания до кончика; затем, произнося это же слово, поглаживает другой палец ребенка. Перебрав несколько пальцев малыша таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: «Перепелочка». Задача малыша — быть бдительным и как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!» После того как перепелка «была поймана» или «улетела», игра продолжается с другой рукой ребенка. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит «перепелку» — палец взрослого.

ВОРОБЕЙ В ГНЕЗДЕ

Первый играющий крепко сжимает руку в кулак (прячет воробья). Второй указательным либо большим пальцем пытается раскрыть кулак — «выпустить воробья из гнезда».

ЦАП!

Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее: выпрямленная ладонь направлена вниз. Играющие приставляют указательные пальцы к его ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:

Кто под крышей?
Кошки, мыши,
волки, зайцы,
прячьте пальцы.
Папа, мама, жаба: цап!

Услышав слово ЦАП, нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.

ПАЛЬЦЕВЫЕ ПРЯТКИ

Обе руки сжаты в кулак. Одновременно происходят два движения: большой палец правой руки поднимается вверх, а мизинец левой руки вытягивается вниз.
Затем, опять же одновременно, большой палец правой руки прячется внутрь кулака, правый мизинец вытягивается вниз, а левая рука прячет мизинец и поднимает большой палец вверх.

В КОПНУ

Играющие ставят на стол копну кулаков: каждый по очереди насаживает свой кулак на оттопыренный большой палец предыдущего игрока. Тот, чей кулак оказался вторым сверху, спрашивает: «Чья копна на моей копне?» Обладатель верхнего кулака отвечает: «Моя!» и тотчас слышит: «Ветром сдует, огнем сожжет!» — и задавший первый вопрос резко дует на верхний кулак. Тот, чья рука была верхней, быстро убирает ее. Игра продолжается так, пока на столе не останется один кулак. Тут все играющие указывают на него указательными пальцами и спрашивают: «Чья копна в поле одна?» — «Моя!» — «Убирай долой, поезжай домой!» — и дети ловят большой палец последнего игрока. Кто зазевается, не успеет вовремя убрать кулак или не в очередь задаст свой вопрос — проигрывает.

ПОКЛОНЫ

Руки согнуты в локтях, пальцы направлены вверх, ладони развернуты друг к другу. Суть этой игры-забавы в том, что разные пальцы правой и левой рук попарно кланяются друг другу, трижды сгибаясь и выпрямляясь, затем те же движения повторяются зеркально.

ВИЛКА И РОЗЕТКА

Современная игра-забава, по типу движений очень похожая на предыдущую. Одна рука представляет собой электрическую розетку (указательный палец и мизинец вытянуты, средний и безымянный прижаты к ладони, придерживаются большим). Другая рука — вилка (поджаты к ладони указательный и мизинец, вытянуты средний и безымянный). Руки сближаются, вилка «втыкается в розетку».
Затем одновременно руки меняются ролями, превращая вилку в розетку, а розетку — в вилку. Превращения повторяются многократно, пока играющий не собьется.

МОСТИКИ

Двигательная головоломка: нужно поочередно поднять пять спичек, зажимая их концы кончиками пальцев разных рук (соответственно большим и большим, указательным и указательным и т.д.). Получается пять мостиков. Чьи мостики дольше не сломаются?

ЛЕТЕЛА КОРОВА

Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по одному слову из стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — «т», следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

ЛЕТЕЛИ ДРАКОНЧИКИ

Играют двое. Стоя лицом к лицу, дети вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. По очереди дети произносят по слову стиха, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики,
ели пончики.
Сколько пончиков
съели дракончики?

Тот, на кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например три. Партнер начинает отсчет: «Один!» (хлопок) — «Два!» (ответный хлопок) — «Три!» При назывании последнего числа тот, чья рука на данный момент оказалась «под ударом», должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.