Жмайлов Эдуард Семенович (1930-1945) — юный ростовчанин, погиб, защищая знамя 88-й Витебской Краснознаменной стрелковой дивизии, ефрейтор.
Уроженец Ростова-на-Дону. Ученик шестого класса школы № 78.
Ураганом ворвалась война в жизнь семьи Жмайловых и в один миг разрушила привычный уклад жизни. В первую немецкую оккупацию Эдик с мамой и братом были эвакуированы в Минеральные Воды. Отец отправился на фронт. За ним последовала и старшая сестра, изменив в документах свой возраст. Вскоре отец был ранен и демобилизован, а спустя некоторое время стал начальником поезда, и в Минеральных Водах сумел отыскать свою семью. Возвращение домой было тяжелым, дважды совершали фашисты налет на поезд. Погибло много людей, и может быть именно тогда, осознал Эдик, что такое война.
Вернувшись домой, они не узнали свой город — так всё изменилось. Вместо знакомых домов — развалины, стекла во многих окнах выбиты, трамвайные рельсы повреждены взрывами. Не было и их дома — вместо него огромная воронка. Помощь в такой ситуации оказала дальняя родственница, приютившая семью. Эдик пошел работать в сапожную мастерскую, прежде жизнерадостный и разговорчивый, он стал замкнутым, а однажды и вовсе заявил, что пойдет на фронт.
В тот день он получил известие о гибели сестры, окончательно утвердившее его решение. Уходя на войну, он оставил записку:
«Дорогая мама! Не беспокойся, я поехал на фронт и вернусь с победой». Вот как описывает Б. Агуренко в газете «Вечерний Ростов», подвиг молодого героя:
«Шестьдесят дней пробирался на фронт Эдик. Четырежды его задерживали, пытались вернуть в тыл, но он ухитрялся убегать — и снова продвигался вперед.
С самого начала он решил говорить правду. Называл номер полевой почты части, где служила сестра, говорил о своем желании отомстить за ее гибель. Его внимательно выслушивали, расспрашивали о родителях, о семье, об учебе (Эдик учился в шестом классе и в музыкальной школе), а потом неизменно говорили:
— Мал еще воевать!
Но через все препятствия Эдик приближался к фронту. Конечно, голодал в пути, хотя нередко находились и добрые люди, делились с ним, чем могли — кто даст кусок хлеба, кто пару картофелин. Бойцы так и тушенкой угощали, а потом передавали беглеца командирам. И снова начиналось одно и то же:
— Возвращайся домой!
Одежда, которую Эдик приготовил для дороги, поистерлась. Особенно жаль было перешитую отцовскую гимнастерку. Но ведь ехать чаще всего приходилось в ящиках под вагонами — где уж тут сохранить одежду! Мало того, что Эдик добрался до части, где служила сестра, там он узнал, что она жива! Письмо о её смерти было ошибкой.
Эдик стал просить командиров остаться на фронте, и после долгих уговоров началась его служба в армии.
Сначала рядовой Жмайлов служил в полковом оркестре кларнетистом. Но с охотой помогал старшим: был связным, доставлял пакеты из штаба, помогал тянуть кабель и устанавливать связь, ухаживал за ранеными лошадьми, вместе со всеми строил блиндажи. И главное — учился стрелять. Эти навыки пригодились в начале 1944 года, когда в белорусском лесу машина «ГАЗ-67», на которой Эдик ехал со своими командирами — капитаном и старшиной, — наткнулся на группу гитлеровцев, рвавшихся из окружения.
Юный герой не растерялся, старался делать все, «как учили». Огнем из автомата открыл свой личный боевой счет и помог старшим обезвредить вражескую группу. Так и говорилось потом в приказе по дивизии, согласно которому рядовой Жмайлов Эдуард Семенович был награжден именными часами — «за смелость и находчивость при обезвреживании вражеской группы».
Вскоре Эдика перевели в подразделение по охране знамени дивизии и присвоили звание ефрейтора.
6 февраля 1945 года у местечка Грюнвальд в Восточной Пруссии он оказался в числе тех, кто спас знамя дивизии от просочившихся в тыл гитлеровцев. «Гордитесь своим сыном, — писал командир части родителям, — хоть по годам он был еще маленьким, но показал себя большим героем. В последнем бою он лично уложил пятерых гитлеровских солдат». Мальчик геройски погиб, защищая боевое знамя. В его честь в 1980 году названа одна из улиц в Ростове-на-Дону.
За мужество и героизм Э.С. Жмайлов посмертно был награжден орденом Отечественной войны второй степени. Ему в то время едва исполнилось пятнадцать лет.
До победы над фашистской Германией оставалось всего три месяца.
Встреча учеников нашей школы с матерью Эдика Жмайлова. Фото 1967 года