муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Ростова-на-Дону
"Школа № 78
имени Героя Советского Союза Неделина М.И."
(МБОУ "Школа № 78")

Выступление директора МБОУ «Школа № 78» Тевосян Ларисы Альбертовны

Скачать презентацию

Развитие личностных ресурсов школьников при реализации профильного образования: Кадетские классы и «Мосты Успеха»

В своем докладе я хочу рассказать о наших первых шагах в качестве «Школы позитивного мышления». Наша школа реализует военно-технический образовательный профиль, в рамках которого в школе сформированы кадетские классы, по одному в каждой параллели — с 1 по 7 класс. Нашей программе всего два года и поэтому мы ищем новые формы работы, которые помогли бы нам реализовать наше представление о качественном образовании. Поэтому мы с удовольствием включились в новый проект «Школы прогрессивного мышления», поскольку увидели для себя перспективные изменения в учебной и воспитательной работе.

Воспитательная работа в кадетских классах ведется в рамках проекта «Кадетское братство» – основной идеей которого является  взаимодействие учащихся кадетских классов на всех ступенях образования, с 1 по 7 класс, в процессе их участия в общешкольных мероприятиях. Программа  «Кадетского братства» стоится на принципах преемственности между поколениями и включает в себя 4 основных направления: ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ, КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ мероприятия, ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РЕГИОНА,  работа по которым ведется в тесном сотрудничестве учителей военной подготовки, учителей физкультуры, истории и классных руководителей. В итоге этой работы мы хотим, чтобы наши выпускники имели определенный жизненный опыт и обладали определенными личностными характеристиками. Поэтому в разработанном нами портрете выпускника красной нитью проходят морально-нравственные качества. Вот почему нам особенно понравилась идея развития эмпатии у наших учащихся.

Наша система преемственности в этом году расширилась, потому что находящийся рядом со школой МДОУ № 123 выразил желание сотрудничать с нами по линии кадетства. Таким образом, мы получили линейку преемственности «Детский сад – Школа», а наши старшие кадеты получили возможность шефства над малышами. В этом году семиклассники провели с воспитанниками детского сада «Урок мужества».

То есть наше представление о том, какой эмоциональный и социальный опыт должен получать школьник, совпало с рекомендациями наших кураторов о формировании эмпатии у подрастающего поколения.

Наш военно-спортивных блок включает в себя много мероприятий. Одно из которых по сути оказалось «блочным погружением». Так, в этом учебном году мы провели месячник оборонно-массовой, спортивной и военно-патриотической работы, который включал в себя не только конкурсы, связанные с физической подготовкой, но и «Уроки мужества», встречи с ветеранами, конкурс инсценированной песни. Причем, впервые мы привлекли к этим конкурсам не только кадетов, но и учащихся других классов. И мы убедились, что это стало событием в школьной жизни для всех учащихся. Так, когда мы провели опрос, «Что из школьных мероприятий запомнилось больше всего?», мы были удивлены, что четверть всех учащихся некадетских классов отметили, что им запомнился военно-спортивный месячник («Понравилось, потому что это круто»). Причем каждый нашел в серии мероприятий то, что понравилось лично ему: одним больше понравилось маршировать, другим – петь, а некоторым – общаться с ветеранами.

Подробнее хотелось бы остановиться на эстафете «Дружные кадеты – вперед к победе!», концепцию которой мы разработали в этом году. В команды участников включались учащиеся с 1 по 7 класс. Таким образом мы хотели сформировать чувство ответственности старших детей за младших, взаимовыручку и поддержку. Для победы в эстафете нужно было проявить сплоченность команды и волю к победе. Мы думаем, что такие условия позволили учащимся приобрести дополнительный опыт взаимодействия с детьми разных возрастов и, конечно, все участники эстафеты прошли свой личный «Мост успеха».

Мы уделяем много внимания исторической памяти и преемственности между поколениями. Таким образом, мы реализуем заложенную нашими кураторами в «Мосте успеха» идею – повысить эмпатию школьников по отношению к старшему поколению.

Наша школа имеет широкий круг социальных партнеров и часто принимает гостей. Мы надеемся, что этот опыт общения с разными людьми также поможет развитию эмоционального интеллекта наших кадетов.

Мы считаем, что душевная щедрость и милосердие являются неотъемлемыми чертами гражданина России, и поэтому стремимся к тому, чтобы наши ученики становились участниками волонтерских движений и проектов. И в зависимости от направленности акции волонтерское движение может дать хорошие возможности для развития помогающего поведения, проявления заботы.

Знание культурных традиций своего края, своей малой родины – незыблемая основа патриотического, нравственного и духовного воспитания. В нашем портрете выпускника – это приоритетные качества. Поэтому мы с особым воодушевлением восприняли проект «Мосты Успеха», который нацеливает на развитие эмпатии.

Когда мы провели у себя исследование эмпатии в 7-9 классах, мы увидели, куда должны быть приложены усилия в организации воспитательной работы. Вместе с тем нас порадовало, что наши дети научаются сочувствовать (7 класс – 57%; 8класс – 62%; 9 класс – 69%). И пусть они не всегда хорошо понимают других людей (49%), но у них формируется стремление помочь другому (58%). Конечно, нужно выстраивать долгосрочную программу развития эмпатии, соотносить формы и методы с возрастными особенностями детей. Это долгосрочная программа.  Но уже сегодня обращение к теме эмпатии помогло нам решить несколько проблем.

В первую очередь, это выстраивание детско-родительских отношений в параллели 6-7 классов на основе позитивного взаимодействия. Ведь это именно тот период, когда критичность подростков по отношению к старшим резко возрастает. Поэтому мы решили дать возможность детям и взрослым пообщаться на-равных, чтобы увидеть положительные качества друг друга. В результате чего появился сценарий Ток-шоу «Пойми меня» в 7-К (кадетском) классе. Причем, идею мероприятия разработала творческая группа учащихся, совместно с классным руководителем они подготовили сценарий, сами учащиеся определили состав участников и зрителей, (в качестве зрителей пригласили учащихся параллельных классов),  распределили ответственных, подготовили приглашения для учителей и родителей, афишу мероприятия. То есть были реализованы в полном объеме потребностям возраста – «проявлять самостоятельность» и «быть услышанными». Подготовленное практически самостоятельно, конечно же, такое мероприятие, станет настоящим жизненным событием для его участников.

Нам понравилась как идея событийности, так и идея развития эмпатии, за что мы благодарим кураторов проекта «Школы прогрессивного мышления». Конечно, мы еще только в начале пути, но мы уверены, что он приведет нас к большим позитивным результатам.

На административном совете школы мы решили, что со следующего года в оценку эффективности работы класса включаем новый показатель: «Участие класса в акциях (проектах) морально-нравственной направленности».