муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Ростова-на-Дону
"Школа № 78
имени Героя Советского Союза Неделина М.И."
(МБОУ "Школа № 78")

ЕГЭ

Для получения информации по всем вопросам государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена обращаться:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 78»
заместитель директора по УВР Куркина Екатерина Анатольевна


МКУ «Отдел образования Ленинского района города Ростова-на-Дону»
начальник МКУ «Отдел образования Ленинского района г. Ростова-на-Дону» Садчикова Ольга Леонтьевна т. 282-02-98

Номер телефона «горячей линии» по вопросам проведения ГИА в 2022 году: 8(863) 282-04-43
Режим работы телефона «горячей линии»: пн – чт: 08.30 — 17.30, перерыв с 13.00 до 13.48; пятница: 08.30 — 16.00, перерыв с 13.00 до 130.48

Управление образования города Ростова-на-Дону
муниципальный координатор государственной итоговой аттестации в городе Ростове-на-Дону

Номер телефона «горячей линии» по вопросам проведения ГИА в 2022 году: 8(863) 240-18-73
Режим работы телефона «горячей линии»: пн – пт: 9.30 — 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00
Адрес сайта: https://rostov-gorod.ru/administration/structure/office/uo/action/obsh/gia/telefoni_goryachei_linii/telefony-goryachey-linii.php

Государственная итоговая аттестация выпускников 11 класса

Государственная итоговая аттестация выпускников (ГИА), освоивших программы среднего общего образования (XI класс), проводится государственными экзаменационными комиссиями (ГЭК)

  • в форме ЕГЭ (единого государственного экзамена) с использованием контрольных измерительных материалов (КИМ)
  • в форме ГВЭ (государственного выпускного экзамена) с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся XI классов, не имеющие академической задолженности и в полном объёме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).

Обучающиеся до 1 февраля 2022 года подают заявление в общеобразовательное учреждение, в котором они осваивают образовательные программы среднего общего образования, с указанием перечня общеобразовательных предметов, по которым они планируют сдавать экзамены в текущем году. Обучающиеся могут изменять (дополнять) перечень указанных в заявлении экзаменов при наличии у них уважительных причин, подтвержденных документально. В этом случае заявление подается не позднее, чем за месяц до начала соответствующих экзаменов.

Выпускники прошлых лет могут сдавать ЕГЭ, в том числе при наличии у них действующих результатов ЕГЭ прошлых лет.

ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике. Экзамены по другим учебным предметам: литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам, информатике и ИКТ обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.

Для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, выпускников прошлых лет детей-инвалидов и инвалидов, а так же для тех, кто по состоянию здоровья обучался на дому, проведение ГИА организуется в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

Во время экзамена в ППЭ:

  • учащиеся, выпускники прошлых лет соблюдают установленный порядок проведения ГИА и следуют указаниям организаторов,
  • учащиеся, выпускники прошлых лет не должны общаться друг с другом,
  • учащиеся, выпускники прошлых лет не могут свободно перемещаться по аудитории,
  • учащимся, выпускникам прошлых лет запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

При проведении ГИА в форме ЕГЭ используется стобальная система оценки, в форме ГВЭ – пятибальная система оценки.

Результаты ГИА признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся по обязательным учебным предметам при сдаче ЕГЭ набрал количество баллов, не ниже минимального, определяемого Рособрнадзором, а при сдаче ГВЭ получил отметки не ниже удовлетворительной (три балла) количество баллов. В случае, если обучающийся получил на ГИА неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов, он допускается повторно к ГИА по данному предмету в текущем году.

Информационные материалы

Плакаты ЕГЭ

ФИПИ опубликовал на своем сайте проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ в 2022 году. На сайте представлены материалы по 15 предметам, которые сдаются в форме ЕГЭ. Важно! Задания, включенные в демоверсии, не будут использоваться при проведении экзаменов, но они аналогичны реальным.

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ 2022 года

Демонстрационная версия станции для проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме опубликована на сайте Федерального центра тестирования http://kege.rustest.ru/.

Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного экзамена по учебному предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» в компьютерной форме

 Допуск к ГИА-11 (итоговое сочинение):

Совместным приказом Министерства просвещения России и Рособрнадзора утверждено новое расписание проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году. Приказом установлен основной срок проведения итогового сочинения (изложения) – 15 апреля 2021 года, а также в дополнительные сроки – 12 мая и 19 мая 2021 года. Написать сочинение в дополнительные сроки смогут выпускники, получившие за сочинение «незачет», либо пропустившие его написание в основной срок по уважительной причине, подтвержденной документально. Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

Аналитическая справка по результатам государственной итоговой аттестации обучающихся 11-х классов в 2021 году

Проект расписания проведения ЕГЭ в 2021 году

Проект расписания проведения ГВЭ-11 в 2021 году

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 27.05.2021 № 03-725 «О выдаче медали «За особые успехи в учении» в 2021 году»

График обработки апелляций о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ

График обработки апелляций о несогласии с выставленными баллами ГВЭ

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12.04.2021 № 163/472 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2021 году»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12.04.2021 № 161/470 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена  по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2021 году»

Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.04.2021 № 313 «О внесении изменений в приказ минобразования Ростовской области от 20.02.2019 № 124»

Письмо Рособрнадзора от 01.04.2021 № 04-26 об особенностях проведения ГВЭ-11

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 114 «Об особенностях выдачи медали «За особые успехи в учении» в 2021 году»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 113 «Об особенностях заполнения и выдачи аттестатов о среднем общем образовании в 2021 году»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.03.2021 № 105/307 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 05.03.2021.№ 88/245 «О внесении изменений в пункт 1 приказа Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24 ноября 2020 г. № 665/1156 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020/2021 учебном году в части проведения итогового сочинения (изложения)»

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 256 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году»

Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 22.10.2020 № 843 «О внесении изменений в приказ минобразования Ростовской области от 15.10.2019 № 772»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.10.2020 № 546 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»

Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2021 году

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.11.2020 № 665/1156 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020/21 учебном году в части проведения итогового сочинения (изложения)»

Письмо Рособрнадзора от 24.09.2020 № 05-86 о направлении методических рекомендаций и документов для организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2020-2021

  1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году.
  2. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году.
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году.

Приказ от 15.10.2019 № 772 «Об утверждении порядка проведения и проверки итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях на территории Ростовской области»

Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020 году

Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в 2020 году

Постановление минобразования Ростовской области от 31.12.2019 № 10 «Об определении мест регистрации заявлений на сдачу единого государственного экзамена на территории Ростовской области»

Письмо Рособрнадзора от 05.11.2019 г. № 10-974

Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 23.01.2019 г. № 40 «О внесение изменений в приказ минобразования Ростовской области от 17.10.2017 № 754»

Приказ минобразования Ростовской области от 20.02.2019 № 124 «О порядке представления к награждению медалью «За особые успехи выпускнику Дона»

Порядок проведения ГИА по образовательным программа среднего общего образования (приказ от 07.11.2018 г. № 190/1512)

Примерная форма заявления на участие в государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования для выпускников текущего года

Фото и видео о нарушения правил проведения ЕГЭ (Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере и науки)

Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 24.10.2019 г. № 790 «Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) 04.12.2019»

Порядок проведения и проверки итогового сочинения (изложения) как условия допуска к государственной итоговой аттестации в образовательных организациях на территории Ростовской области

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)
в 2020/2021 учебном году

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.


Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Подробнее на сайте ФИПИ
Бланки итогового сочинения (изложения) — страница 1, 2


Итоговое сочинение: вопросы и ответы

Какие задачи решает итоговое сочинение? Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)? При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика). Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.

На скольких произведениях нужно строить рассуждение? В Критерии 2 указано: «достаточно опоры на один текст». Вместе с тем участнику следует учитывать и требования вуза, в который он планирует подавать свое сочинение как индивидуальное достижение. Вуз вправе разрабатывать свои критерии оценивания сочинений, в которых указывается на необходимость привести два и более литературных аргумента. Вуз также может требовать привлечения не только литературного аргумента, но и опоры на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения).

Что собой представляют темы итогового сочинения? Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

Итоговое сочинение — это сочинение по литературе? Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. По Критерию 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» проверяется «умение строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала». Не предполагается проведение литературоведческого анализа произведений, но участник вправе применить и такой анализ при раскрытии темы.

Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения? В Критерии 2 сказано «Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.

В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»? Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.

В каком жанре нужно писать итоговое сочинение? Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.

Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса? ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ, ПРОВЕРЯЮЩИХ РАБОТЫ:

Каковы особенности заполнения нижней части бланка регистрации? Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.

1. Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не проверяется по критериям №1-№5. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».

2. Если за сочинение по критерию №1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №2-№5 не проверяется. В клетки по требованию 2 и всем критериям оценивания выставляется «незачет».

3. Если за сочинение по критерию по критерию №1 выставлен «зачет», а по критерию №2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №3-№5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания №3-№5 выставляется «незачет».

Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям и оценивается в системе «зачет»-«незачет» (например, недопустимо не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).

Можно ли не проверять сочинения выпускников прошлых лет? Проверяются все работы, в том числе выпускников прошлых лет.

Какова специфическая роль учителя-словесника при проведении итогового сочинения? Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.

Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее традиция такая была)? Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен: «ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений». Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества? В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования». В Критерии №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст)».

О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.

В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т.п.).


Памятка для выпускников «Алгоритм написания сочинения»

1. Выберите тему сочинения – о чем вы будете писать.
2. Выделите ключевые слова, соответствующие теме, – это поможет вам сформулировать идею и тезисы.
3. Сформулируйте главную мысль сочинения. Подумайте над тезисами, которые ее раскрывают.
4. Составьте план – это основа сочинения.
5. К пунктам плана подберите литературный материал – одно или несколько произведений.
6. Напишите черновой вариант сочинения – следите за развитием мысли, не забывайте делить текст на абзацы, придерживайтесь плана.
7. Напишите вступление к сочинению – используйте ключевые слова, обозначьте проблему.
8. Проверьте, сформулирован ли в заключении вывод – вывод не должен противоречить идее сочинения, соответствовать теме и подтверждаться аргументами.
9. Посчитайте количество слов в сочинении – их должно быть не менее 250.
10. Прочитайте сочинение полностью – проследите логику развития мысли, проверьте наличие всех композиционных частей, избавьтесь от повторов.
11. Сделайте двухминутный перерыв – закройте глаза, дышите глубоко, постарайтесь расслабиться.
12. Проверьте сочинение на грамотность – проконтролируйте соблюдение языковых норм, исправьте ошибки, если они есть.
13. Перепишите сочинение на чистовик.

Памятка для выпускников «Как работать над итоговым сочинением»

  1. Уделите время выбору темы. Убедитесь, что вы:
  • понимаете тему;
  • хотите рассуждать на эту тему;
  • знаете, какие аргументы привести;
  • представляете, какой литературный материал использовать.
  1. Проведите мозговой штурм:
  • сформулируйте основную мысль;
  • выделите тезисы;
  • отберите литературный материал;
  • обозначьте вывод, к которому хотите привести рассуждение.
  1. Составьте подробный план.
  2. Проверьте работу:
  • отдохните перед проверкой;
  • прочитайте текст с конца;
  • проследите развитие мысли по ключевым словам;
  • исключите повторы;
  • отбросьте лишнее;
  • посчитайте слова;
  • убедитесь, что не сделали фактических ошибок.